В 1968 г. психологи Стэнли Милгрем, Леонард Бикман и Лоуренс Берковиц провели эксперимент под названием “На углу улицы”. В нем участвовали 1424 добровольца, которые не знали об этом.
Один из помощников Милгрема остановился на улице и поднял голову на минуту. Ученые наблюдали, сколько людей остановится и посмотрит вверх.
- В случае, если на улице находился один человек, то останавливались около 4% прохожих.
- Если на улице находилось 5 человек и более, то количество останавливающихся увеличивалось до 16% и выше.
- Когда на улице была толпа 15 и более человек, останавливались почти все прохожие, свыше 45%.
На первый взгляд, эксперимент просто показал, что люди готовы подчиняться мнению большинства. Но на самом деле он демонстрировал понятие «социальной обоснованности», то есть тенденцию принимать поведение большинства или общепринятые суждения как истину.
Это не конформизм: в описанном эксперименте прохожие смотрели на небо не из-за влияния окружающих и не из-за страха осуждения. Они делали это по другой причине: они считали (и правильно), что люди не будут смотреть вверх, если нет серьезной причины.
Вот почему, чем больше людей, тем сильнее их влияние. Каждый новый человек, присоединяющийся к массе, еще больше усиливает этот процесс.
Большинство людей, испытывая неуверенность, выберут позицию большинства — и это не так глупо. В конце концов, если группа умнее отдельных людей (и это было подтверждено не раз), то следование за группой является разумной стратегией. Проблема в том, что если группа становится слишком большой, она перестает быть разумной.
Милгрем объяснил этот эффект принципом социального доказательства, который сегодня активно используется в маркетинговых и рекламных кампаниях:
«Мы очень любим делать то, что делают все остальные. Это безопасно, комфортно и, в добавок, очень интересно»